На досуге прочитала книгу "Макробиотика дзен" Джорджа Озавы. Сразу насторожило, что японец сменил имя на более европейское, поэтому с самого начала не стала спешить с выводами.
читать дальшеЭта система питания издревле используется в монастырях дзен-буддизма в Японии, где она называется Сёдзин рёри — «кухня, которая улучшает суждения».
Понятие «макробиотика» имеется уже в трудах Гиппократа. Но официально этот термин появился в книге немецкого врача Христофа Гуфеланда (Christoph Wilhelm Hufeland) «Искусство продлить человеческую жизнь» в 1796 году.
Современную концепцию макробиотики разработал японский военный врач Сагэн Итидзука. В 1897 году он опубликовал свой большой труд «Химическая теория питания и долголетия». Через год он выпустил учебник по питанию, который выдержал 23 издания. Он успешно лечил больных, назначая им коричневый рис, овощи, морские водоросли. В 1908 году группа его последователей организовала «Общество лечения пищей», которое можно было бы назвать первой макробиотической организацией.
Книга Итидзуки попала в руки молодому студенту Юкиказа Сакуразаве, ставшего известным позже на Западе как японский философ и врач Джордж Осава (Georges Ohsawa) (1893—1966 гг.). Последний, излечившись с помощью макробиотики от туберкулёза и других заболеваний, начал распространять это учение: написал более 100 книг по макробиотике, восточной философии и медицине; побывал во многих странах с лекциями и семинарами по макробиотике и восточной медицине; основал «Школу для невежд», где обучал единому порядку и восточной философии.
Суть учения
В основу современной макробиотики положена система восточной философии, основанной на принципах равновесия Инь и Ян и известной уже более пяти тысяч лет, и некоторые аспекты западной медицины. «Здоровье — это гармония „инь“ и „ян“, равновесие между нашей внутренней и внешней средой, между умственной и физической деятельностью, между растительной и животной пищей, между пищей термически обработанной и сырой». Согласно учения о Инь-Ян равновесии, многие болезни происходят от преобладания в организме человека Инь- или Ян-Энергии, что зависит от места проживания, климата, интенсивности деятельности и особенностей физиологии конкретного человека. Макробиотика утверждает, что выправить эту диспропорцию можно с учётом:
выбора определённых продуктов питания;
определённым способом их приготовления;
соблюдением некоторых правил приёма пищи.
Причём, макробиотика ничего не запрещает, она только рекомендует.
Все продукты питания в макробиотической диете делятся:
инь-продукты: имеют кислотную реакцию. Сахар, фрукты, молоко, консерванты;
ян-продукты: имеют щелочную реакцию. Мясо, твёрдые сыры, яйца, рыба.
Употребляя в пищу соответственно инь- или ян-продукт, можно регулировать кислотно-основное равновесие в организме.
Избыток инь-продуктов создает недостаток энергии, поэтому возникает потребность в белках, жажда красного мяса (ян-продуктах). При недостатке белка организм начинает «поедать» собственные ткани, что со временем приводит к потере веса. Слишком худые оказываются подвержены инфекциям, туберкулезу, пневмонии, другим заболеваниям. За этим следуют различные виды атрофии, мышечная атрофия, склерозы, артриты и т. п.
Избыток сахара и достаточное количество белков делают тело слишком полным, что влечёт свой «букет» заболеваний.
Поэтому рекомендуется избегать:
сильных инь- и сильных ян-продуктов (сахар, фрукты, ягоды — рыба, мясо, сыры). Внесённый ими в организм дисбаланс может вызвать неестественное чувство голода;
химически, гормонально и генетически изменённых продуктов (рафинированный сахар и продукты из него, все консервы, любая пища и напитки с химической окраской).
Предпочтение отдаётся блюдам из цельного зерна и овощей, выросших в месте проживания и не подвергавшихся промышленной переработке, в соответствии с сезонами года. Также употребляется рыба, морские растения, различные растительные приправы, продукты ферментации бобовых, орехи и семечки, фрукты.
В зависимости от соотношения вышеперечисленных продуктов питания в макробиотике выделяется десять режимов, из которых можно выбрать как для обычной, «среднестатистической» жизни, так и для полного вегетарианства.Основные мысли мне понравились. Особенно легко на моём примере можно говорить о избытке инь-продуктов.
Сразу же прочитала критику на эту систему питания и даже её сторонники, оказывается, критикуют Джорджа Озаву за неправильные выводы. Разумеется, не буду принимать макробиотику, как руководство к действию, просто никогда не смотрела на еду с этой точки зрения, а, оказывается, есть над чем подумать.
Ну и отношение у меня к ней возникло такое же как к дзен-буддизму.
"В этом что-то бесспорно есть, но с самой концепцией я не согласен"))
Усреднение и отказ от каких либо крайностей - не мой путь. Мне ближе полнота восприятия всего мира и в усредненных и в крайних его проявлениях.
Но речь ведь не о восприятии, а о лечении. По этой теории у меня явно нарушен баланс и это объясняет то, почему я постоянно мерзну, болею и вообще еле ноги таскаю. Так вот, я не против попробовать поправить произошедший перекос в сторону гармоничного равновесия, а там уж я, надеюсь, у меня появятся силы и на любление крайностей))
Хуже от такого точно не будет)))
НО тебе, судя по этой системе, нужно ограничивать инь-продукты, что несколько странно... Ты вроде как мясико и рыбку и так любишь и ешь.
Ну, тут уж точно правильное решение.
Хмь... но вот для меня оно было бы не менее трудным (я об ограничении сладенького) чем отказаться от мяяяясика...
Мясо, сыр, помидоры дэсу форэва!)))))
От мяса, на самом деле, тоже не так сложно отказаться. Я после постов часто жалею, что опять его есть начинаю. Ко всему привыкаешь - была бы мотивация.
Я вот к концу второго года службы и к армии привыкать начал)))))))
Но привыкать к отсутствию чего-то очень для тебя важного или даже просто доставляющего много позитивных эмоций - не мой путь, это уж точно)
Уверен? Мне кажется, что просто есть взаимозаменяющие друг друга вещи, разве что замена не всегда очевидна))
Скажем мясико на вкусную рыбку я иногда заменить не против)
Каргуша, возможно. Я просто раньше не задумывалась над этим и казалось, что мы стараемся питаться достаточно сбалансированно, но, похоже, что это не так. И лечебное питание мне представлялось чем-то типа как "стол №3" в больнице, то есть заболел желудок - ешь овсянку и будет тебе счастье. Мы ведь достаточно редко в семье едим всякие откровенные неполезности и я думала, что этого достаточно.
Я тоже)))))
Но, когда замещаешь что-то действительно важное, то замена должна быть гораздо более значимой. И даже тогда остается сожаление о том, от чего отказался.
Ну а вернувшись к нашему мясику (с рыыыбкой!). Ты замерила, что в число дзен-продуктов входят как раз национальные японские? А в число не-дзен то, что в японии традиционно или не елось или елось достаточно редко))
А с третьей стороны, твоя любовь к японской кухне показывает, что именно этих продуктов твоему организму хочется)
Так что кушай на-здоровье!
ещё запутало:
рекомендуется избегать: сильных инь- и сильных ян-продуктов (сахар, фрукты, ягоды — рыба, мясо, сыры)
Предпочтение отдаётся ... рыба, морские растения, различные растительные приправы, продукты ферментации бобовых, орехи и семечки, фрукты.